Селекция пчёл

Раздел 1. Научный.

Породы пчёл и их популяции, отличающиеся рядом признаков, создавались в природе под влиянием естественного отбора. Несмотря на то, что человек издавна занимается разведением пчёл, ему не удалось существенно изменить свойство пчёл и их поведение. Это в известной степени можно объяснить примитивными методами управления хозяйством и недостатком знаний о биологии пчелиной семьи. На сегодняшний день селекция пчёл стала вполне возможной благодаря применению рамочных ульев, научным открытиям в области жизнедеятельности пчёл и достаточным количеством накопленных знаний. Для широкого использования селекционной работы на пасеках нужна хорошая методика и её развёрнутая пропаганда среди практикующих пасечников. Попробуем осуществить шаг в этом направлении.

Известно, что для селекционеров самооплодотворение является любимым способом «закрепить желательные признаки». Ботаники могут пользоваться этим приёмом совершенно свободно. Зоологи могут только с завистью взирать на ботаников и пользоваться лишь «близкородственным скрещиванием». Близкородственное скрещивание среди животных имеет множество отрицательных факторов, и хорошо бы было осуществлять селекцию на более длительном пути и за большие интервалы времени, но это не наш вопрос.

Селекция пчёл по своим возможностям стоит гораздо ближе к царству растений, чем к царству животных. Такое преимущество вручается селекционерам благодаря партеногенезу. Для пчёл характерен факультативный партеногенез, при котором яйца могут развиваться и посредством партеногенеза и в результате оплодотворения. Из неоплодотворённых яиц развиваются самцы (трутни). Из оплодотворённых - самки (рабочие пчёлы и матки). Таким образом, партеногенез определяет своеобразие женских и мужских особей пчелиной семьи, а пчелиная матка, откладывая оплодотворённые и неоплодотворённые яйца, регулирует её структуру.

На генетическом уровне происходит следующее. При созревании женской половой клетки — ооцита, как и все прочие клетки организма самки имеют диплоидный набор хромосом, но для того чтобы эта клетка была способна к оплодотворению ей необходимо избавиться от половины собственных хромосом — стать гаплоидной, это и происходит в процессе мейоза. Мейоз — или редукционное деление клетки, ведет к уменьшению числа хромосом в 2 раза, в результате в жизненном цикле происходит переход от диплоидной (2n) фазы к гаплоидной (n).

После того как клетка стала гаплоидной, она может быть как оплодотворена так и нет. Когда сперматека в организме самки открыта, происходит слияние мужских и женских гамет — половых клеток и в этом случае женская половая клетка посредством мужской восстанавливает свой набор хромосом, вновь становится диплоидной, но уже с привнесенным генетическим материалом самца. Из этих диплоидных яиц отложенных маткой будут развиваться все женские формы. В случае если сперматека окажется закрытой, самка воспроизведет неоплодотворенное яйцо, с гаплоидным набором хромосом (n), и из него будет развиваться самец. Таким образом, самцы являются полными гаплоидными носителями генов матери, в отличие от своих диплоидных сестер, несущих гены, как матери, так и отца.

Половые клетки самцов в процессе созревания претерпевают иные процессы в отличие от половых клеток самки. В организме трутня нет места мейозу, клетки делятся с помощью иного процесса – митоза. Иными словами этот процесс напоминает клонирование, и все половые клетки самца содержат такой же полный геном, как и основные клетки организма.

Особь, родившаяся в результате партеногенеза, имеет свои особенности. Первая заключается в том, что у самца не может быть ни «отца», ни «сына», но могут быть «дедушка» и «внуки». Из первой вытекает вторая, важная особенность. Она заключается в том, что самец, в пчелиной семье несёт функцию консервативного начала, - охраняет генетическую линию от нежелательных мутаций.

Если рассмотреть 100% генетического материала, хранящегося в пчелиной семье, то особи населяющие семью, разделяют его между собой в следующих пропорциях: «сёстры» делят между собой 3/4 генома, 1/2 с «матерью» и только 1/4 с «братьями», самцами. В свою очередь, самцы получают от матери половину генетического материала от «дедушки», в то время как самки – 1/4. При следующем спаривании гены, передающиеся по мужской линии, будут доминировать в пчелиной семье и занимать 3/4 генома. Эстафету примут самцы следующей генерации и опять внесут вклад в увеличение мужской доминанты.

Таким образом, следует сформулировать следующую важную особенность: о вытеснительной способности мужской части генома. Другими словами, в пчелиных сообществах родовитость ведётся по самцам, а не по самкам. Поэтому вся селекционная работа на пасеке должна быть сконцентрирована, в первую очередь, вокруг трутней.

Раздел 2. Наглядный.

Небольшое лирическое отступление о цветах и цветосмешении. Мир един в своём проявлении, поэтому нам достаточно просто искать аналогии и оперировать ими. Представим, что цвет - это некий генетический набор. Миллионы цветов - миллионы генетических наборов.
На рисунке слева представлена схема распределения генетического материала в пчелиной семье. Матка (мать) имеет "жёлтый" собственный генетический набор. При спаривании она получила мужские половые клетки от трутней с "синим" генетическим набором. От такой матки рождаются пчёлы и матки (дочки) с "зелёным" генетическим набором. Трутни же рождаются полными клонами матери, поэтому у них "жёлтый" генетический набор. Допустим, эта семья очень продуктивна и обладает ещё рядом превосходных качеств. Где спрятан генетический секрет успешности семьи: в матке-матери, трутнях, пчёлах и, уж совсем дилетантский вопрос, - в матках-дочках? Ручаюсь, большинство отвечает неправильно. На самом деле счастливым генетическим сочетанием ("зелёным") обладают пчёлы. И именно зелёный цвет - цвет успеха этой семьи. Многие пасечники пытаются от такой семьи разводить маток и трутней. Правильно ли это? Безусловно - нет! Посмотрите, трутни у нас с "жёлтым" генетическим набором, а это совершенно не значит, что он столь же хорош, как и "зелёный". Совпадения, конечно, бывают, но чаще всего генетическая ситуация с такими трутнями складывается не лучшим образом. Отсюда вывод: у элитной семьи не должно быть собственных трутней. А какие должны быть? Об этом чуть ниже.
Теперь обратим внимание на молодых маток от элитной семьи. Эти матки, как и пчёлы, несут в себе счастливое "зелёное" генетическое сочетание. Можно ли их использовать в качестве будущих родоначальниц семей на пасеке? И здесь так же будет отрицательный ответ. Посмотрите, матка паруется, предположим, с разношёрстными трутнями по генетическому набору.
У такой матки рождаются какие угодно пчёлы, только - не со счастливым "зелёным" генетическим набором. От такой семьи не стоит ожидать высокой продуктивности и, даже, наоборот, следует готовиться к постоянному роению. Об этом, позже, потому что настал черёд трутней.

Посмотрите, у нашей матки сыночки то, что надо! - с "зелёным" счастливым генетическим набором. В них сосредоточена вся сила, воля и рациональность. Вывод: "зелёные" трутни по праву должны стать элитой и доминантой пасеки.

Теперь коротко о том, почему пёстрое генетическое потомство склонно к роению. О роении нужно написать отдельную статью, но сейчас бац, - и сразу ответ: пчёлы с пёстрой генетической картиной склонны к роению по причине своей двоюродности. То есть, в одной семье проживают пчёлы-сёстры, у которых разные отцы по генетике. Отсюда важный вывод: на пасеке всегда должны быть генетически однотипные трутни. Как этого достичь? Вернёмся к этому вопросу позже.
Теперь, ещё раз возвращаемся на первый круг и рассматриваем картинку: в прошлом году у нас на пасеке были доминантные элитные трутни с "синим" генетическим набором, с небольшой вариацией. Молодая матка с "жёлтым" генетическим набором спарилась с "синими" трутнями.
Эта матка заложила великолепный расплод и, таким образом, в этом году в тренде будет уже не синий, а зелёный цвет.Тот факт, что в этом году мода на зелёный цвет, помните?, было решено по итогам прошлого года. Именно эта семья (или несколько семей) стали носителями счастливого генетического кода.

В этом месте может возникнуть вопрос, а как же матка? Откуда её брать? На это следует сказать следующее: молодые неплодные матки можно и даже нужно привносить со стороны, например, из питомников. Их родословная не столь важна. Скорее всего, хорошо, чтобы матка и её потомство были бы привычны к проживанию в местном климате и ландшафте . Молодые матки собственной пасеки - тоже зеер гуд.
Теперь нам нужно получить от элитной семьи маток-дочек и создать одну-две новые (семьи), для выведения элитных трутней. Эти семьи на пасеке важны, в первую очередь, как носители родословной. И, да, совершенно не важно, какие партнёры будут у молодых маток. Пусть будут трутни из соседних пасек или свои прошлогодние.
Главное, чтобы до тех пор, пока не начнут сеять матки из родословных семей, не появились трутни в других семьях. У нас так и задумано, - родословные семьи будут поставлять личинки элитных трутней для всей пасеки. Вернее, пасечник встроится в процесс и будет переносить личинки трутней от родословных семей в семьи воспитательницы (во все остальные). Пасека воспитает новую гвардию.
Можно начинать выводить (завозить) молодых неплодных маток для замены старых или формирования новых семей, - гвардия элитных трутней уже подготовлена. В этом году число продуктивных и суперпродуктивных семей возрастёт по сравнению с прошлым годом: каждая спарившаяся молодая матка с гвардией трутней будет иметь, как минимум, половину генома, где сосредоточена сила, воля и рациональность.

Раздел 3. Практическая селекционная работа на пасеке.

Шаг 1.

Определяется семья (семьи) с передовыми качествами. К таким качествам можно отнести медовую продуктивность, сопротивляемость к заболеваниям, высокую способность к строительству сотов, способность к преодолению зимнего периода с минимальными потерями. В конечном итоге пасечник сам определяет те свойства, которые он считает наиболее важными в пчелиных семьях на своей пасеке. Назовём такие семьи элитными.

Шаг 2.

От элитной семьи необходимо вывести молодых маток-дочек.

Шаг 3.

Создать несколько отводков с матками-дочками от элитной семьи. Матки спариваются с трутнями со своей пасеки или соседних пасек. Начинается засев расплода.

Шаг 4.

В семьи с матками-дочками подставляется сушь с трутнёвыми ячейками. Матка закрывается под колпак на трутнёвых ячейках на срок, необходимый для засева этого пространства. Полагаю, что нет необходимости напоминать, что этот засев - будущие элитные трутни пасеки, которые более полно наследуют признаки той элитной генерации пчёл от матки-матери, которую мы определили в шаге 1.

Шаг 5.

Определить на пасеке семью, в которой уже есть расплод трутней. Назовём её воспитательницей.

Шаг 6.

Освободить матку-дочку из-под колпака. Рамку с элитным трутнёвым расплодом извлекают из семьи матки-дочки. В семье-воспитательнице извлекают рамку с расплодом не элитных трутней. На её место устанавливается рамка с засевом от матки-дочки на воспитание.

Не элитные трутни уничтожаются. Рамка подставляется в семью с маткой-дочкой для очистки ячеек и подготовки к засеву.

Шаг 7.

Повторять операцию получения элитных яиц трутней от маток-дочек и постановку их на воспитание в другие семьи до тех пор, пока не произойдёт полное заполнение пасеки элитными трутнями.

Шаг 8

(осуществляется после полового созревания элитных трутней).
В семьи, на замену старым, и в отводки подселяются неплодные матки.

23.02.2019 г.